1. Общие требования безопасности при; проведении занятий по спортивным играм (подвижным), Рассказать на примере одного из видов спорта.
К занятиям
подвижными и спортивными играми допускаются школьники, прошедшие медицинский
контроль и инструктаж. Они должны иметь спортивную форму, предусмотренную
правилами игры, и обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места
расположения первичных средств пожаротушения и порядок действий в случае
эвакуации при возникновении пожара или стихийного бедствия. Занятия должны
проводиться с учетом возрастно-половых особенностей и двигательной
подготовленности учащихся.
Во время игр участники могут при падениях, столкновениях и выполнении
индивидуальных игровых действий получить различные травмы. Поэтому занятие
должно быть обеспечено аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Обеспечение мер безопасности во время игр достигается выполнением следующих
основных правил:
1. Занятия должны проводиться на спортивных площадках и в залах стандартных
размеров, отвечающих требованиям правил игры.
2. Перед игрой участники должны снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и
др.). Ногти у них на руках должны быть коротко острижены, а очки закреплены
резинкой и иметь роговую оправу.
3. На занятиях необходимо соблюдать дисциплину, строго выполнять требования и
указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды.
4. Игра должна проводиться на сухой площадке. Если она проходит в зале, пол
должен быть чисто вымытым и сухим.
5. Все острые и выступающие предметы, находящиеся в зале, должны быть
заставлены матами или ограждены.
6. Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами.
7. Занятия должны проводиться под руководством учителя физкультуры
(инструктора-общественника, тренера).
2. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физическое качество - быстроту?
Для развития быстроты необходимо
использовать упражнения, которые можно выполнить в максимальном темпе. Такие
упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо освоены, а их
продолжительность должна быть такой, чтобы к концу скорость их выполнения не
снижалась. Для развития быстроты основными являются методы повторного,
повторно-прогрессирующего и переменного выполнения упражнений.
Чаще всего скоростные возможности развиваются следующими упражнениями:
1. Бег на короткие (20—30 м) дистанции из разных исходных положений (низкий
старт, из упора лежа, из упора присев, спиной к направлению бега, из положения
«полушпагат» и т. п.); беговые упражнения на месте и в движении с максимальной
частотой шагов; прыжки в длину с места, разбега, различные многоскоки.
2. Ведение баскетбольного мяча с изменением направления и скорости движения;
перемещение парами с передачей мяча; нападающий удар в волейболе.
3. Прохождение лыжной дистанции на время с несколькими ускорениями; повторное
прохождение отрезков в 50—150 м на скорость; эстафеты; элементы слалома; спуски
с гор.
4. Проплывание отрезков в 10—15 м с максимальной скоростью; проплывание
отрезков до
При выполнении физических упражнений быстрота складывается из трех показателей:
времени двигательной реакции (времени ответа на какой-либо заранее известный),
сигнал времени отдельного движения и частоты (темпа) движений. Скоростные
способности человека относительны. Можно очень быстро выполнять одни движения и
значительно медленнее другие. Если движения разные, например бег и плавание, то
можно быстро бегать и медленно плавать. Для каждого движения быстроту нужно
развивать отдельно, хотя в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее
навык. Поэтому, развивая быстроту, необходимо включать в занятие упражнения для
всех видов скорости. Длительность выполнения упражнений на быстроту не должна
превышать 6—12с.
3. Разработайте комплекс физических упражнений, н'/аправленный на коррекцию индивидуального физического развития и двигательных возможностей (лично для себя).
В понятие коррекции входит сумма
оздоровительных, общеукрепляющих и развивающих воздействий специально
подобранных систем физических упражнений, оказывающих влияние на формирование
опорно-двигательного аппарата, помогающих устранению функциональной
недостаточности и повышению уровня физической подготовленности. При коррекции
физического развития (телосложения) ликвидируются отклонения в осанке,
искривления позвоночника в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы),
нарушения в развитии формы грудной клетки (плоская, узкая, асимметричная),
плоскостопие и другие недостатки. В целях коррекции физического развития
применяются специальные корригирующие и обще-развивающие физические упражнения:
упражнения для укрепления мышц спины и передней части туловища (мышечный
корсет), дыхательные упражнения — для улучшения функции дыхания, плавание,
подвижные и спортивные игры, элементы различных видов спорта. При наличии
избыточной массы полезны гимнастические упражнения, которые способствуют
активизации жирового обмена в области живота, бедер и других частей тела. При
выполнении таких упражнений следует чередовать исходные положения: стоя, сидя,
лежа. Наиболее эффективно активизируют жировой обмен циклические упражнения,
выполняемые в аэробном режиме.
При различных формах сердечно-сосудистой недостаточности применяются строго
дозированные физические упражнения: ходьба, оздоровительный бег, плавание,
передвижение на лыжах с постоянным медицинским контролем за состоянием
организма.
Коррекция двигательных возможностей осуществляется после определения их
недостаточности. Для этого выполняются различные тесты на быстроту, силу,
выносливость, координацию движений, в результате которых обнаруживаются
качества, отстающие в развитии. Затем подбираются средства физической
тренировки, способствующие усиленному воздействию на эти двигательные
возможности.
Следует отметить, что наряду с выполнением физических упражнений для коррекции
индивидуального физического развития и двигательных возможностей важное
значение имеет режим питания, учебной и трудовой деятельности, отдыха и сна.
Существует большое количество комплексов общеразвивающих и корригирующих
физических
упражнений, применяемых для коррекции физического развития. В частности, для
устранения избыточной массы тела может быть предложен следующий комплекс:
1. Ходьба на месте продолжительностью до 2 мин.
2. И. п. — о. с. Согнуть руки перед грудью и выполнять рывки в стороны с
одновременным поворотом туловища налево и направо.
3. И. п. — о. с. Вытянуть руки вперед (ладонями вниз). Выполнить маховые
движения ногами, поочередно доставая носком левой ноги правую ладонь и носком
правой ноги — левую ладонь.
4. И. п. — стойка, ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Выполнить наклоны туловища
вправо и влево, доставая руками носки ног.
5. Выполнить прыжки с хлопками над головой 50—100 раз.
6. Медленная ходьба в течение 30—40 мин. Ускоренная ходьба (450—500 м). Бег
трусцой (500—
7. Игра в баскетбол, бадминтон, футбол в течение 10—15 мин.
После занятий следует душ и растереть тело махровым полотенцем. Приведенный
комплекс может быть дополнен посещением бассейна (2 раза в неделю) и участием в
туристских походах в выходные дни.