Приветствую Вас, Гость
Физическая культура

Билет 17


1.   Дайте определение здорового образа жизни и рас­скажите об основных его составляющих.

2.    Какие физические упражнения можно выполнять после длительной болезни, какими при этом долж­ны быть режимы физической нагрузки.

3.    Назовите основные оздоровительные системы фи­зического воспитания и расскажите об их роли в формировании здорового образа жизни и предуп­реждении заболеваний.


1.             Здоровый образ жизни - ■ это активная и целе­направленная форма поведения, которое обеспечи­вает сохранение и длительное поддержание высо­кого уровня психического и физического здоровья. Здоровье является важнейшей ценностью для каж­дого человека, это непременное условие его саморе­ализации во всех сферах деятельности. Всемирной организацией здравоохранения принято следую­щее определение здоровья: «Здоровье это со­стояние полного физического, душевного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие бо­лезней и физических недостатков 9.

Основные составляющие здорового образа жиз­ни режим дня, гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, целесо­образный режим двигательной активности, регу­лярные занятия физическими упражнениями и спортом.

Режим дня воспитывает у людей организован­ность, дисциплинирует их, учит правильно распре­делять свое время. Соблюдение режима дня — за­лог хорошего здоровья и нормальной работы всех систем организма.

Очень важно в повседневной жизни и на заняти­ях физической культурой соблюдать правила гиги­ены. Наиболее важными в личной гигиене являют-


ъл леикилько разделов: уход за кожей, уход за зу­бами* уход за волосами, гигиена одежды и обуви.

Разнообразное и высококалорийное питание должно содержать достаточное количество витами­нов и минеральных солей. Есть надо 4 -5 раз в день в одно и то же время. Необходимо постоянно контролировать соответствие питания энергетиче­ским затратам и следить за своим весом. Надо пом­нить, что вес может увеличиваться вместе с рос­том, поэтому время от времени нужно измерять и свой рост.

Закаливание - важный элемент в жизни чело­века. Прогулки на свежем воздухе, солнечные ван­ны, водные процедуры повышают работоспособ­ность, улучшают настроение и самочувствие.

Хорошо организованный режим труда и отдыха вырабатывает у человека определенный биологиче­ский ритм функционирования организма, так на­зываемый динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Например, ес­ли ежедневно заниматься умственным или физиче­ским трудом в одни и те же часы, то организм в это время будет готов к высоким нагрузкам, а произво­димая работа будет наиболее эффективной.

2.             Полное прекращение занятий физическими уп­ражнениями может быть только временным. Сро­ки возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенного заболевания опре­деляет врач индивидуально для каждого человека с учетом тяжести и характера болезни, степени функциональных нарушений, вызванных этой бо­лезнью.

Например, при остром воспалении придаточных полостей носа (гайморите) признаками выздоров­ления являются нормальная температура в тече­ние 14 суток, а также полное исчезновение болей и неприятных ощущений в пораженной области. За­нятия физкультурой после этой болезни можно во-


зобновить через 8—9 дней, тренировки — через 16—18 дней, участие в соревнованиях — через 20- 25 дней. Необходимо учитывать также пол, возраст, компенсаторные способности и другие ин­дивидуальные особенности человека.

На занятиях физической культурой после дли­тельной болезни (при наличии в состоянии здо­ровья отклонений обратимого характера) физиче­ские нагрузки надо увеличивать постепенно и по интенсивности, и объему с учетом адаптационных и функциональных возможностей организма.

В первое время после болезпи двигательные ре­жимы следует выполнять при частоте пульса 120— 130 уд./мин, так как при этой частоте происходит гармонизация деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигатель- ного аппарата и других органов организма, а так­же улучшается внешнее и тканевое дыхание. При этих двигательных режимах формирование необ­ходимых навыков и умений происходит без предъ­явления к ослабленному организму повышенных требований. Затем следует постепенно увеличивать интенсивность физических нагрузок до частоты пульса НО- 150 уд./мин. Двигательные режимы при такой частоте пульса являются оптимальными при аэробном дыхании и дают хороший тренирую­щий эффект. Режимы физических нагрузок при частоте пульса 150 170 уд./мин являются рубе­жом для перехода от аэробного к аэробно-анаэроб­ному дыханию.

Кроме уроков физкультуры в режиме дня долж­ны быть учтены и другие формы физической ак­тивности:

утренняя гигиеническая гимнастика и специ­альные комплексы упражнений;

гимнастика до начала уроков;

подвижные игры небольшой интенсивности на неременах;


физкультминутки во время уроков и физкуль­турные паузы при выполнении домашних заданий;

пешие прогулки, катание на коньках и лы­жах, оздоровительное плавание;

закаливающие процедуры (воздушные и сол­нечные ванны, душ, обливание и др.)* рекомендуе­мые врачом и учителем физической культуры.

3.          Использование современных оздоровительных систем физических упражнений способствует фор­мированию здорового образа жизни и играет важ­ную роль в предупреждении инфекционных и не- инфекционных заболеваний.

В школьной программе оздоровительные систе­мы представлены курсом атлетической гимнасти­ки и шейпингом. Курс атлетической гимнастики ориентирован преимущественно на юношей. Заня­тия курса рекомендуется проводить на методиче­ских основах бодибилдинга — системы физи­ческих упражнений, разрабатываемой в США с 30-х гг. XX века. Разумное и взвешенное использо­вание методов бодибилдинга помогает достичь по­ложительных результатов в деле коррекции тело­сложения и укрепления мышц. Этот курс требует систематического использования рядя последова­тельно применяемых упражнений, для выполне­ния которых используют специализированные сна­ряды и приспособления (гаптели, штанги, отяго­щения, тренировочные станки, тренажеры и т. п.). Кроме того, бодибилдинг включает в себя раци­ональную систему питания, которое изменяется в зависимости от цели и фазы занятий. В содержа­ние программы включены упрощенные, наиболее доступные для учащихся упражнения.

Система шейпинга представляет собой специ­ализированную гимнастику для девушек (жен­щин). Основной целью этой системы является воздействие на мышечную и подкожно-жировую ткань занимающихся для коррекции рельефа тела.


При этом важная роль отведена определенному пи­щевому и водно-солевому режиму. В отличие от ат­летической гимнастики шейпинг не ставит перед занимающимися каких-либо задач атлетического развития, а выполняет, главным образом, корри­гирующую функцию. Тренировочные нагрузки в шейпинге, как правило, невелики, а противопока­зания минимальны. Упражнения занимающиеся выполняют под подходящую фонограмму, или ис­пользуя видеозапись.