1. Дайте определение здорового образа жизни и расскажите об основных его составляющих. 2. Какие физические упражнения можно выполнять после длительной болезни, какими при этом должны быть режимы физической нагрузки. 3. Назовите основные оздоровительные системы физического воспитания и расскажите об их роли в формировании здорового образа жизни и предупреждении заболеваний. |
1. Здоровый образ жизни - ■ это активная и целенаправленная форма поведения, которое обеспечивает сохранение и длительное поддержание высокого уровня психического и физического здоровья. Здоровье является важнейшей ценностью для каждого человека, это непременное условие его самореализации во всех сферах деятельности. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение здоровья: «Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков 9. Основные составляющие здорового образа жизни режим дня, гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, целесообразный режим двигательной активности, регулярные занятия физическими упражнениями и спортом. Режим дня воспитывает у людей организованность, дисциплинирует их, учит правильно распределять свое время. Соблюдение режима дня — залог хорошего здоровья и нормальной работы всех систем организма. Очень важно в повседневной жизни и на занятиях физической культурой соблюдать правила гигиены. Наиболее важными в личной гигиене являют- |
ъл леикилько разделов: уход за кожей, уход за зубами* уход за волосами, гигиена одежды и обуви. Разнообразное и высококалорийное питание должно содержать достаточное количество витаминов и минеральных солей. Есть надо 4 -5 раз в день в одно и то же время. Необходимо постоянно контролировать соответствие питания энергетическим затратам и следить за своим весом. Надо помнить, что вес может увеличиваться вместе с ростом, поэтому время от времени нужно измерять и свой рост. Закаливание - важный элемент в жизни человека. Прогулки на свежем воздухе, солнечные ванны, водные процедуры повышают работоспособность, улучшают настроение и самочувствие. Хорошо организованный режим труда и отдыха вырабатывает у человека определенный биологический ритм функционирования организма, так называемый динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Например, если ежедневно заниматься умственным или физическим трудом в одни и те же часы, то организм в это время будет готов к высоким нагрузкам, а производимая работа будет наиболее эффективной. 2. Полное прекращение занятий физическими упражнениями может быть только временным. Сроки возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенного заболевания определяет врач индивидуально для каждого человека с учетом тяжести и характера болезни, степени функциональных нарушений, вызванных этой болезнью. Например, при остром воспалении придаточных полостей носа (гайморите) признаками выздоровления являются нормальная температура в течение 14 суток, а также полное исчезновение болей и неприятных ощущений в пораженной области. Занятия физкультурой после этой болезни можно во- |
зобновить через 8—9 дней, тренировки — через 16—18 дней, участие в соревнованиях — через 20- 25 дней. Необходимо учитывать также пол, возраст, компенсаторные способности и другие индивидуальные особенности человека. На занятиях физической культурой после длительной болезни (при наличии в состоянии здоровья отклонений обратимого характера) физические нагрузки надо увеличивать постепенно и по интенсивности, и объему с учетом адаптационных и функциональных возможностей организма. В первое время после болезпи двигательные режимы следует выполнять при частоте пульса 120— 130 уд./мин, так как при этой частоте происходит гармонизация деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигатель- ного аппарата и других органов организма, а также улучшается внешнее и тканевое дыхание. При этих двигательных режимах формирование необходимых навыков и умений происходит без предъявления к ослабленному организму повышенных требований. Затем следует постепенно увеличивать интенсивность физических нагрузок до частоты пульса НО- 150 уд./мин. Двигательные режимы при такой частоте пульса являются оптимальными при аэробном дыхании и дают хороший тренирующий эффект. Режимы физических нагрузок при частоте пульса 150 170 уд./мин являются рубежом для перехода от аэробного к аэробно-анаэробному дыханию. Кроме уроков физкультуры в режиме дня должны быть учтены и другие формы физической активности: • утренняя гигиеническая гимнастика и специальные комплексы упражнений; • гимнастика до начала уроков; • подвижные игры небольшой интенсивности на неременах; |
• физкультминутки во время уроков и физкультурные паузы при выполнении домашних заданий; • пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, оздоровительное плавание; • закаливающие процедуры (воздушные и солнечные ванны, душ, обливание и др.)* рекомендуемые врачом и учителем физической культуры. 3. Использование современных оздоровительных систем физических упражнений способствует формированию здорового образа жизни и играет важную роль в предупреждении инфекционных и не- инфекционных заболеваний. В школьной программе оздоровительные системы представлены курсом атлетической гимнастики и шейпингом. Курс атлетической гимнастики ориентирован преимущественно на юношей. Занятия курса рекомендуется проводить на методических основах бодибилдинга — системы физических упражнений, разрабатываемой в США с 30-х гг. XX века. Разумное и взвешенное использование методов бодибилдинга помогает достичь положительных результатов в деле коррекции телосложения и укрепления мышц. Этот курс требует систематического использования рядя последовательно применяемых упражнений, для выполнения которых используют специализированные снаряды и приспособления (гаптели, штанги, отягощения, тренировочные станки, тренажеры и т. п.). Кроме того, бодибилдинг включает в себя рациональную систему питания, которое изменяется в зависимости от цели и фазы занятий. В содержание программы включены упрощенные, наиболее доступные для учащихся упражнения. Система шейпинга представляет собой специализированную гимнастику для девушек (женщин). Основной целью этой системы является воздействие на мышечную и подкожно-жировую ткань занимающихся для коррекции рельефа тела. |
При этом важная роль отведена определенному пищевому и водно-солевому режиму. В отличие от атлетической гимнастики шейпинг не ставит перед занимающимися каких-либо задач атлетического развития, а выполняет, главным образом, корригирующую функцию. Тренировочные нагрузки в шейпинге, как правило, невелики, а противопоказания минимальны. Упражнения занимающиеся выполняют под подходящую фонограмму, или используя видеозапись. |