1. Что вы знаете о проведении XXIII Олимпийских игр?
С 19 июля по 3 августа 1980г. в Москве на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина горел огонь Игр XXII Олимпиады. На протяжении 15 дней в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и Таллине состязались лучшие спортсмены мира. В Играх XXII Олимпиады приняли участие спортивные делегации 81 страны общей численностью 8310 человек, в том числе 5748 спортсменов. Спортивные соревнования судили 1245 судей из 77 стран. Игры смотрели по телевидению в 111 странах. Было разыграно 203 комплекта медалей по 21 виду спорта, установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда. Призерами Игр стали спортсмены 36 стран. Советские спортсмены завоевали 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей. С самых первых шагов подготовки к Играм XXII Олимпиады наряду с поддержкой и вниманием, которые проявили к этому событию Международный олимпийский комитет и представители международной спортивной общественности, со стороны некоторых государств были сделаны попытки скомпрометировать саму идею Игр в нашей стране. Выдвигался нелепый аргумент, что Москва якобы неспособна организовать такие крупные международные соревнования, раздавались призывы к бойкоту, распространялись разные небылицы и вздорные слухи. На Игры XXII Олимпиады не прибыли делегации от таких государств, как США, ФРГ, Япония и некоторые другие. И все-таки Игры состоялись и были проведены на высоком уровне, как великолепный праздник мирового спорта, молодости дружбы.
2. Охарактеризуйте современные системы прикладной направленности.
Фундаментальным принципом системы физического
воспитания является связь физкультуры и спорта с трудовой и оборонной
деятельностью. На практике это выражается в использовании физической культуры и
спорта в формах так называемой профессионально-прикладной физической подготовки
(ППФП) и военно-прикладной физической подготовки (ВПФП).
Задачами профессионально-прикладной физической подготовки являются:
• формирование двигательных умений и навыков, способствующих производительному
труду специалистов;
• воспитание у них необходимых психических и физических качеств для трудовой
деятельности;
• обучение умелому использованию средств активного отдыха для быстрого и
полного восстановления сил;
• предупреждение производственного травма: тизма среди работающих за счет
развития их силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при выполнении
трудовых операций.
Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия
физической тяжести и нервно-психической напряженности. Под первым понимают
суммарный объем физических усилий за время работы. Второе понятие определяет
степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от этих
понятий труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания
этих двух основных видов труда представляют третью разновидность — смешанный
труд. Несмотря на большие различия в условиях труда специалистов разных
профессий, им всем необходимы хорошее здоровье и высокий уровень физического
развития.
В системе профессионально-прикладной физической подготовки используются
различные упражнения и виды спорта. Профессионально-прикладное значение
гимнастики заключается в том, что ее упражнениями развиваются такие физические
качества, как мышечная сила, гибкость, ловкость, умение владеть своим телом в
пространстве и сохранять равновесие. Гимнастика воспитывает такие
морально-волевые качества, как самообладание, смелость, решительность. Эти
качества профессионально необходимы космонавтам, пожарным, водолазам,
водителям, монтажникам-высотникам, сборщикам точных механизмов, цирковым
артистам.
Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения
человека (ходьба, бег, прыжки и метания), способствуют совершенствованию многих
жизненно важных умений и навыков, повышают функциональные возможности всех
органов и систем, в особенности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой,
дыхательной. Легкая атлетика развивает у человека такие важные качества, как
быстроту, выносливость, силу, ловкость, умение преодолевать трудности, упорство
в достижении цели. Легкоатлетические упражнения наиболее важны для
землеустроителей, геологов, зоотехников.
Лыжный спорт способствует успешному выполнению таких дел, в которых человеку
требуются выносливость, быстрота передвижения на местности в условиях
бездорожья, способность успешно переносить низкую температуру. Без хорошей
лыжной подготовки немыслима успешная деятельность охотников-промысловиков,
геологов и исследователей.
Как важно уметь плавать — известно каждому. Существует большое количество
профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды. К ним относятся
речники и моряки, водолазы и сплавщики леса, геологи и исследователи морских
глубин, рыбаки и спасатели.
В ходе занятий спортивными и подвижными играми, различными видами спортивных
единоборств развиваются оптимальные двигательные реакции на различные
раздражители (звуковые, световые, тактильные). Играми и единоборствами
воспитываются качества, необходимые в работе операторов вычислительных машин,
АСУ, станков с программным управлением, водителей транспортных средств. То есть
в таких профессиях, где требуется повышенная быстрота ответных реакций на
внезапное появление объекта и умение в короткие сроки выбирать и принимать
правильные решения в конкретной обстановке.
Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Для пожарных
это по-жарно-прикладной спорт, содержание которого составляют наиболее важные
профессиональные навыки и умения, необходимые для борьбы с огнем (бег с
огнетушителем или бухтой пожарного шланга; быстрое приведение средств
пожаротушения в рабочее состояние; преодоление с помощью подсобных средств и
без них различных препятствий).
В Единую всероссийскую спортивную классификацию включено около 20 профессионально-прикладных
видов спорта, в том числе водно-моторный, автомобильный, самолетный,
радиоспорт.
3. Какую первую помощь необходимо оказывать при кровотечениях в случаях получения травм во время занятий физическими упражнениями? Выполните практически конкретные действия.
Любое
механическое повреждение сосудов вызывает кровотечение. Первая медицинская
помощь в этом случае должна быть направлена на остановку кровотечения, которая
осуществляется прямо на месте травмирования следующими способами:
• прижатие пальцами сосуда несколько выше раны в точках поверхностного
расположения артерий;
• наложение жгута на 3—5 см выше раны не более чем на 2 ч летом и 1 ч зимой;
• наложение на место кровотечения давящей повязки;
• максимальное сгибание конечности при кровотечениях из руки или ноги;
• придание поврежденной конечности приподнятого положения при поверхностных
ранениях.
Довольно часто во время занятий подвижными и спортивными играми (хоккей,
футбол, баскетбол, гандбол), боксом, борьбой, конным спортом участники получают
травмы, при которых возникает кровотечение из носа.
Первая медицинская помощь в этом случае заключается в следующем:
• если кровотечению предшествовал удар, надо проверить, нет ли переломна;
• усадить пострадавшего так, чтобы его спина была выпрямлена;
• на 5—10 мин большим и указательным пальцами плотно прижать крылья носа к
перегородке;
• если после этого кровотечение не останавливается, следует ввести в носовые
ходы кусочки ваты или марли, смоченные раствором поваренной соли (чайная ложка
на стакан воды) или специальные кровоостанавливающие тампоны;
• в том случае, если носовое кровотечение не останавливается в течение 30—40
мин, пострадавшего необходимо в сидячем положении доставить в лечебное
учреждение.