1. Профилактические меры, исключающие обморожение. Ваши действия, если это случилось.
Во время занятий физическими
упражнениями в зимнее время года нужно учитывать метеорологические условия,
оказывающие влияние на самочувствие и работоспособность занимающихся. При
неблагоприятной погоде следует принимать необходимые профилактические меры.
Например, при сильном ветре и низкой температуре воздуха тренировочные занятия
проводят в лесу, а не на открытой местности, используют более теплую одежду,
усиливают физическую нагрузку. Кроме того, занимающимся поручают следить друг
за другом и сообщать преподавателю о первых же признаках обморожения. Наиболее
подходящей для лыжной подготовки является погода с температурой от -5 до -15
°С. Нередко во время занятий, особенно при внезапном резком понижении
температуры воздуха или увеличении силы ветра может наступить переохлаждение
организма. Ему также способствует обильное потоотделение и увлажнение белья,
что бывает при интенсивных тренировках даже при температуре немного ниже О
"С. Поэтому одежда лыжника должна быть легкой, свободной, не стеснять
движений, надежно защищать от холода, но не быть слишком теплой, не задерживать
испарения пота и соответствовать характеру физической нагрузки. Следует
учитывать, что, пока лыжник находится в активном движении, влажная одежда не
вызывает охлаждения тела, так как нагревается изнутри теплом, выделяемым с
поверхности кожи. Если же темп хода снижается или лыжник останавливается, теплопродукция
организма падает и отдача тепла начинает превышать его приход. В результате
этого наступает охлаждение организма, которое может повлечь простудное
заболевание.
Обувь лыжника должна обеспечивать защиту ног от холода, сырости, механических
повреждений. Носки и варежки должны быть сухими и чистыми. Существенную роль в
профилактике обморожений играют горячие пища и чай. После их приема температура
конечностей человека повышается на 6 °С и выше, причем происходит это не сразу,
а через 30—60 мин. Их действие сохраняется в течение нескольких часов.
Существуют определенные признаки обморожения: онемение поврежденной части тела,
побледне-ние, а затем посинение кожи, отечность. Боль вначале не ощущается, но
при отогревании отмороженного участка она появляется.
Первая помощь при обморожении состоит в возможно более быстром восстановлении
кровообращения в пораженных частях тела. Для этого следует растереть чистой
рукой побелевший участок кожи до покраснения и восстановления чувствительности.
Допускается растирание шерстяной перчаткой, шарфом. Употребление снега для
растирания нецелесообразно, так как это усиливает охлаждение пораженного
участка. Кроме того, снег может поцарапать кожу и тем самым способствовать
внесению инфекции. Если кожа в месте отморожения отекла и приняла
красно-синюшный оттенок, растирать ее нельзя. Пострадавшего необходимо как
можно быстрее доставить в теплое помещение и приступить к оказанию первой
медицинской помощи. При небольших обморожениях лица согревание и восстановление
кровообращения достигается растиранием пораженного участка ватой, смоченной
спиртом (одеколоном, водкой), а затем сухой шерстяной тканью до покраснения
кожи. После этого накладывается сухая стерильная повязка. При обморожениях
конечностей применяются ванны для ног и рук или общая ванна в течение 15—20 мин
с постепенным повышением температуры воды с 20 до 35—37 °С. Если нет
возможности использовать ванну, то выполняется легкий массаж сначала с
использованием спирта, а затем сухим способом.
2. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физическое качество - гибкость?
Гибкость — это способность человека выполнять
движения с большой амплитудой. Определяется это качество уровнем подвижности в
суставах. Принято выделять две основные формы такой подвижности: при пассивных
движениях и при активных. Пассивные движения осуществляются в результате
воздействия извне. Они могут проводиться до полного упора или до болевых
ощущений. Активные движения выполняются за счет мышечных групп, проходящих через
суставы. Активная подвижность в суставах имеет наибольшее практическое
значение, так как она в значительной степени реализуется при выполнении
физических упражнений. Совершенствуя гибкость, важно обеспечить гармоническое
развитие подвижности во всех суставах.
Основные средства развития гибкости — это упражнения на растягивание (махи
руками, ногами, супинация и пронация конечностей, наклоны и вращательные
движения туловищем, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанных с
максимальным растягиванием мышц). К упражнениям, способствующим развитию
пассивной подвижности, относятся движения, выполняемые с помощью партнера и с
отягощением (в качестве отягощения может служить и собственный вес тела
занимающегося). Все эти упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах
за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют
непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению,
повышают эластичность. При развитии гибкости первостепенное значение имеет дозировка
нагрузок. Выполнять движения следует до максимальной амплитуды. Непременным
методическим условием является разминка, которая готовит организм к предстоящей
работе, «разогревает» мышцы, увеличивая их растяжимость. Ориентировочные
рекомендации по количеству повторений: до 15—25 повторений в плечевых и
тазобедренных суставах в 8-летнем возрасте и до 30— 45 — в 16-летнем. Темп
активных упражнений — в среднем одно повторение в секунду, пассивных — одна
упражнение за 1—2 с. Выдержка в статических положениях — 3—6 с. В процессе
развития гибкости необходимо не только повторять упражнения, но и постепенно
увеличивать их количество и число повторений. Длительность между упражнениями
должна обеспечивать повторение той же работы без уменьшения амплитуды движений.
Время фазы восстановления зависит от числа повторений. Чтобы добиться
каких-либо ощутимых результатов в развитии гибкости, заниматься необходимо не
реже трех раз в неделю.
3. Влияние осанки на функционирование внутренних органов в покое и во время
выполнения двигательных действий. Предложите и выполните 3-4 упражнения на формирование правильной осанки.
Неправильная
осанка способствует появлению остеохондроза, неблагоприятному изменению
положения внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их
функции). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены
опорно-двигательный аппарат и мышцы, снижены амортизационные способности нижних
конечностей. У них очень высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы
конечностей, тел позвонков) при прыжках, выполнении упражнений на спортивных
снарядах, на занятиях борьбой, баскетболом, футболом. Учащимся с нарушением
осанки не рекомендуется заниматься акробатикой, прыжками в длину и высоту, с
трамплина и с вытки в воду, тяжелой атлетикой. Нагрузки, связанные с сидением
на уроках, им рекомендуется чередовать с физкультминутками (специальными
упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей).
Продолжительность выполнения таких упражнений — 1—2 мин.
Упражнения для формирования правильной осанки
1. И. п. — стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками.
1—3 — три шага вперед, сохраняя правильную осанку; 4—6 — три шага назад и
проверить правильность осанки. Упражнение повторить 3—5 раз.
2. И. п. — такое же, как в упражнении 1, руки находятся внизу. 1—3 — выполнить
движения руками вперед, в стороны, на пояс, сохраняя соприкосновение со стеной;
4 — и. п. Упражнение повторить 3—5 раз.
3. И. п. — стойка на коленях, руки находятся внизу. 1—3 — прогибаясь,
наклониться назад, стараясь руками достать пятки; 4 — и. п. Упражнение
повторить 5—7 раз.
4. И. п. — о. с. с предметом на голове (мешочек с песком), руки находятся
внизу. 1 — поднять руки вверх; 2 — развести руки в стороны; 3—4 присесть, руки
вперед; 5 — медленно встать, руки вперед; 6 — опустить руки вниз. Упражнение
повторить 4—6 раз.