Приветствую Вас, Гость
Физическая культура

Билет 25


1.   Назовите основные положения законодательства Российской Федерации п области физической культуры и спорта.

2.    Составьте комплекс упражнений для самостоя­тельных занятий по коррекции осанки при суту­лой спине и выполните фрагмент этого комплекса.

3.    Какие профилактические меры надо выполнять для предупреждения развития плоскостопия? Про­демонстрируйте несколько упражнений по профи­лактике плоскостопия.


1.          Федеральный закон РФ «О физической культу­ре и спорте в Российской Федерации о установлены правовые, организационные, экономические и со­циальные основы деятельности физкультур - но-спортивных организаций, а также ответствен­ность государства за физическое воспитание под­растающего поколения.

Основная задача закона — законодательно за­крепить меры по оздоровлению населения страны и решению ряда социальных проблем средствами физической культуры и спорта.

Наиболее важные положения закона изложены в статьях 3, 14, 19 и 24.

Статья 3. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта.

Государственная политика в области физиче­ской культуры и спорта осуществляется в соответ­ствии с принципами:

*  непрерывность и преемственпость физическо­го воспитания для различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития фи­зической культуры и спорта;


признание самостоятельности всех физкуль­турно-спортивных организаций, соответствующих требованиям настоящего закона, равенство их прав на государственную поддержку;

создание благоприятных условий по финанси­рованию физкультурно-спортивных и спортив- по-технических организаций, олимпийского дви­жения, образовательных и научных учреждений, а также для предприятий по производству спор­тивных изделий и техники.

Статья 14. Развитие физической культуры и спорта в дошкольных и иных образовательных уч­реждениях.

В целях организации работы по физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения в дошкольных и иных образовательных учреждениях в Российской Федерации в приоритетном порядке предусматри­вается выделение средств на эти цели в соответст­вующих бюджетах, в том числе на приобретение табельного инвентаря и оборудования, на органи­зацию ежедневных занятий физической культурой и спортом в режиме учебного дня для образова­тельных учреждений.

Статья 19. Участие государственных, общест­венных организаций и средств массовой информа­ции в пропаганде физической культуры и спорта.

Федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, здравоох­ранения, образования, общественные физкультур- но-спортивные объединения, средства массовой информации определяют формы и методы пропа­ганды физической культуры с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают рас­крытие социальной значимости физического вос­питания в оздоровлении нации, борьбе с негатив­ными явлениями -- курением, употреблением ал­коголя и наркотиков.


Статья 24. Права и обязанности спортсмена,

Спортсмен имеет право:

бесплатно пользоваться физкультурно-оздоро­вительными и спортивными сооружениями, меди­цинским обслуживанием, снаряжением и спортив­ной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных со­ревнований в составе сборных команд;

получать денежную компенсацию по основно­му месту работы (службы, учебы) из расчета сред» немесячной заработной платы или стипендии за время, проведенное на тренировочных занятиях (сборах) и спортивных соревнованиях;

пользоваться другими льготами и специаль­ными гарантиями, установленными законодатель­ством Российской Федерации.

Спортсмен обязан:

повышать свое спортивное мастерство, достой­но представлять спортивные организации в мест­ных, общероссийских и международных соревно­ваниях;

заботиться о своей образовательной подготов­ке, культурном кругозоре, овладевать знаниями о физической культуре и спорте, олимпийском и международном спортивном движении;

выступать активным популяризатором физи­ческой культуры и спорта среди граждан;

не употреблять медицинские препараты и не принимать процедуры, запрещенные в спорте.

2.          Школьникам с выраженным нарушением осан­ки не следует заниматься тяжелой атлетикой, акробатикой, прыжками в высоту, длину, с трамп­лина и с вышки в воду. Этим школьникам необхо­димо в перерывах между уроками на физкультми­нутках выполнять специальные упражнения для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса и конечностей в точение 1 -3 мин.

При сутулой осанке спина у человека согнута, голова наклонена вперед, плечи опущены и сдви­


нуты вперед. Для коррекции такой осанки полезно выполнять специальный комплекс упражнений, которые приведены ниже.

1.  Ходьба с движением рук; ходьба на носках.

2.  И. п. — о. с., медленно поднять прямые руки вверх - вдохнуть; опустить руки вниз — выдох­нуть (повторить 3 - 4 раза).

3.  И. п. — о. с., руки на поясе; сгибая ногу, под­нять ее к животу; вернуться в и.п. (выполнить 3— 4 раза каждой ногой).

4.  И. п. — о. с., руки опущены вниз, в руках гимнастическая палка; поднять палку вверх - - вдохнуть; опустить палку вниз — выдохнуть (по­вторить 4—5 раз).

5.  И. п. -- о. с., гимнастическая палка на лопат­ках; наклонить туловище вперед (спина прямая) - - вдохнуть; вернуться в и.п. — вдохнуть (повторить 4 5 раз).

6.  И. п.— о. с., руки опущены вниз, в руках гимнастическая палка; присесть, вытягивая руки с палкой вперед; вернуться в и.п. (спина прямая, дыхание произвольное; упражнение повторить 4—5 раз).

7.  И. п. — о. с., руки перед грудью; развести ру­ки в стороны ладонями вверх — вдохнуть, вер­нуться в и.п. - - выдохнуть (повторить 3 -4 раза).

3.          Важное значение для здоровья человека имеет состояние нижних конечностей. Уплощение свода стопы (продольное или поперечное) приводит к бы- строму утомлению и болям в ногах при ходьбе и стоянии. Это заболевание называется плоскостопи­ем. Для предупреждения развития плоскостопия надо выполнять следующие правила профилак­тики:

не следует носить слишком тесную обувь, а также обувь на высоком каблуке или плоской подошве; наиболее оптимальна обувь с высотой каблука 3—4 см;


для уменьшения деформации свода стопы не­обходимо пользоваться супинаторами и постоянно выполнять корригирующие упражнения, укреп­ляющие мышцы стопы и голени;

рекомендуется регулярно выполнять общераз­вивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседа­ния), упражнения для укрепления мышц свода стопы, а также специальные упражнения (ходьба босиком по скошенной траве и галечпику).

Упражнения для профилактики плоскостопия

1.  И. п. -- сидя на гимнастической скамейке (стуле), одну ногу вытянуть вперед; выполнять по­вороты стопы внутрь, оттягивая носок (повторить 10 раз каждой йогой).

2.  То же упражнение в положении стоя.

3.  И. н. — стоя на наружных сводах стоп, под­няться на носки; вернуться в и.и. (повторить 6—8 раз).

4.  Стоя на наружных сводах стоп, выполнить полуприседапия (6 —8 раз).

5.  И. п. — о. с., руки на поясе; ходьба па наруж­ных сводах стоп в течение 30- -60 с.

6.  И. п. — о. с., руки на поясе, носки ног сведе­ны вместе; поднять пальцы ног вверх; вернуться в и .п. (повторить 10—15 раз).

7.  И. п. — о. с. (носки вместе, пятки врозь); под­няться на носки; вернуться в и.п. (повторить 10 раз).

8.  Ходьба в полуприседе в течение 30—40 с.

9.  Захватив пальцами ног карандаш или палоч­ку, ходить в течение 30—40 с.