Приветствую Вас, Гость
Литература - (расписаные темы № 4)



1. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из третьего акта пьесы М.Горького «На дне».)


Маска доброго и внимательного человека.
Зеркальная правда «праведной земли».
Трудные пути праведников-ночлежников.
Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом, хотя за минуту до его прихода говорили о том, что честь и совесть как сапоги на ноги не оденешь. И эта маска человека доброго и внимательного приходится по душе всем ночлежникам. Они, истосковавшиеся по элементарному вниманию, раскрывают ему свою душу. Ведь прохожему и незнакомому человеку легче рассказать, что накипело на душе. И для каждого из них Лука находит слова утешения. В дальнейшем они сами облекают их плотью, расширяют границы воображаемого. Например, фраза странника о том, что есть бесплатная лечебница для пьяниц, вырастает у Актера в свой образ. «Понимаешь — есть лечебница для организмов ... для пьяниц ... Превосходная лечебница ... Мрамор ... мраморный пол! Свет ... чистота, пища ... все —даром! И мраморный пол, да!» Кажется, что только от одного вида можно вылечиться. Может именно по этому, они так близко к сердцу принимают рассказ про «праведную землю».
В чем же суть этого повествования о праведной земле: жил человек, превозмогая все несчастья и боли, и верил, что есть земля, где этого ничего нет, где все помогают друг другу. Ученый же, погруженный с головой в гору книг, ответил, что такой земли нет. Получается, что на земле нет места, где к тебе просто отнесутся по-человечески. В результате кругом остается и навсегда останется беспросветный мрак жизни.
В этом рассказе о «праведной земле» дается краткая роль Луки в жизни ночлежников. А ведь споры вокруг места его в пьесе всегда, как правило, сводятся к вопросу о правде жизни: стоит ли ему врать каждому персонажу или нет. Что более под-ходящее в этой ситуации: спасительная правда или ложь во благо? Перед рассказом как раз Клещ и говорит за многих в пьесе: «Какая — правда? Где — правда? (Треплет руками лохмотья на себе) Вот — правда! Работы нет ... силы нет! Вот — правда! Пристанища ... пристанища нету! Издыхать надо ... вот она правда! Дьявол! На что мне она — правда? Дай вздохнуть ... вздохнуть дай! Чем я виноват?... За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя ... вот она — правда!» Может, стоит ставить здесь вопрос не о правде или лжи, а о вере. Лука дает им веру, которую имел человек, мечтающий о праведной земле,. С^ц укладывает в них веру в себя: «Кто крепко хочет — найдет!» Людям, опустившимся на дно жизни, он дает возможность поверить в себя, в силы, заложенные в них природой. А идти ли дальше этим открывшимся путем, должен решить каждый сам.
Примечательно, что в рассказе Луки дается и итог веры в «праведную землю» — она привела к тому, что несчастный человек удавился. Однако на вопрос: стоит ли по этому пути идти — многие ответили —да. И с ними можно согласиться. На этом беспросветном дне они получили возможность сделать самим шаг вперед, ведь другие за них этого не сделают. Попытаться стоит: а вдруг именно им повезет, и"они смогут найти ту праведную землю, о которой мечтали.
Рассказав свою историю, Лука говорит о том, что хохлы открыли новую веру, и он идет посмотреть. Значит людям всегда присуще стремление к лучшему.
Мне хотелось бы отметить еще один немаловажный момент. В своей истории Лука говорит о помощи и взаимопомощи в поисках лучшего. Ведь в рассказе о «праведной земле» ученый реально мог помочь человеку, просто сказав да. Книжник вселил бы веру в него, и тот смог бы найти праведную для себя землю, тот уголок, где ему было бы хорошо. И Пепел, наиболее адекватно оценивающий обстановку, поддается влиянию «праведной земли». Он зовет Наташу с собой и хочет начать жизнь с чистого листа. Васька Пепел понимает самое важное: «Лучше надо жить! Надо так жить ... чтобы самому себе можно мне было уважать ...» Простое уважение к себе, понимание своего места на земле — вот то главное, что выносит Пепел из рассказа Луки. Именно такая вера, а не заоблачная праведная земля, дает человеку возможность достойно прожить свою жизнь. А помощь в укреплении этой веры должна Пеплу оказать Наташа. Поверив ему и в него, она смогла бы помочь не только себе (вырваться отсюда), но и Ваське Пеплу.
Сатин же от начала и до конца не принимает правды Луки. Он уверен, что человек, однажды убивший другого, убил и свой внутренний мир. Он не сможет в дальнейшем рассчитывать на праведную землю, где все друг другу помогают — он не достоин этого. Хотя его поступок имеет оправдание: защищал сестру — он уверен, что «после тюрьмы — нет ходу!» И здесь дело не в том, что тебя не будут уважать, а в том, что ты сам не можешь найти своего места в мире. И простая вера, даже в свои собственные силы не поможет.
Но вот Лука внезапно исчезает, и каждый из ночлежников проходит путь человека из рассказа о «праведной земле». Лишь Сатин говорит, что старик врал из жалости к ним. «Он врал ... но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему ... Ложь — религия рабов и хозяев». И все принимают версию Сатина. Никто не упоминает о том, что все сказанное Лукой не просто ложь. Их уже слишком глубоко засосало на дно. Однако Пеплу удалось уговорить Наташу поверить ему. А Актер все же заработал немного денег и сумел не пропить их.
Чтобы достичь «праведной земли» им оказался нужен и проводник. Об этом говорит Клещ: «Поманил их куда-то ... а сам — дорогу не сказал ...» Когда Лука был в ночлежке, они смогли идти хоть и с опаской, но вперед. При его исчезновении все «остановились» (пошли не по тому пути). Образ Луки стал для них прообразом уче-ного, который сказал, что земля есть. А вот путь оставил на выбор самим ночлеж-никам.
Стоило ли тогда вообще говорить о такой земле и обнадеживать обитателей дна? Я думаю, что да. Ведь события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей.

2. а) «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (Н.Н.Страхов). (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
б) «Драматизм его [Лаврецкого| положения заключается... в столкновении с теми понятиями н нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергического и смелого человека» (Н.Л.Добролюбов). (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)



3. Философская проблематика лирики А.С. Пушкина.


Пушкин… «Солнце русской поэзии», её великое начало и совершенное выражение. Вселенная его лирики так велика, что вмещает в себя, кажется, весь мыслимый тематический диапазон. Пушкин – это певец любви, дружбы, природы. Это поэт, понимающий своё высокое предназначение. Это гуманист, мыслитель и философ.
Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем было характерно как для лирики двадцатых годов, так и для стихов Пушкина более позднего периода.
Раздумья о жизни, её смысле, её цели, о смерти и бессмертии становятся ведущими философскими мотивами лирики Пушкина на этапе завершения «праздника жизни». Среди стихотворений этого периода особенно заметным является «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» В нём настойчиво звучит мотив смерти, её неотвратимости. Проблема смерти решается поэтом не только как неизбежность, но и как закономерное завершение земного бытия:

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь не видно нас,
Мы все сойдём под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.

Стихи поражают удивительной щедрость пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь даже тогда, когда в ней для него самого уже не остаётся места.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять,-
Пишет поэт, завершая стихотворение.

В «Дорожных жалобах» А.С.Пушкин пишет о неустроенности личной жизни, о том, чего не хватало ему с детства. Причём собственная судьба воспринимается поэтом в общерусском контексте: русское бездорожье имеет в стихотворении как прямой, так и переносный смысл, в значение этого слова вкладывается историческое блуждание страны в поисках правильного пути развития.
Проблема бездорожья. Но уже иного. Духовного, свойства возникает в стихотворении А.С.Пушкина «Бесы». В нём рассказывается о потерянности человека в вихрях исторических событий. Мотив духовного бездорожья выстрадан поэтом, который много размышляет о событиях 1825 года, о собственном чудесном избавлении от участи, постигшей участников народного восстания 1825 года, о собственно чудесном избавлении от участи, постигшей участников восстания на Сенатской площади. В стихах Пушкина возникает проблема избранничества, понимания высокой миссии, возложенной Богом на него как на поэта. Именно эта проблема становится ведущей в стихотворении «Арион».
Продолжает философскую лирику тридцатых годов, так называемый Каменноостровский цикл, ядро которого составляют стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Этот цикл объединяет раздумья над проблемой поэтического познания мира и человека. Из-под пера А.С.Пушкина выходит стихотворение переложение великопостной молитвы Ефима Сирина. Раздумья о религии, о её великой укрепляющей нравственной силе становятся ведущим мотивом этого стихотворения.
Настоящий расцвет переживает Пушкин-философ в Болдинскую осень 1833 года. Среди крупный произведений о роли судьбы в жизни человека, о роли личности в истории привлекает поэтический шедевр «Осень». Мотив связи человека с круговорот природной жизни и мотив творчества являются ведущими в этом стихотворении. Русская природа, жизнь, слитая с ней, подчиняющаяся её законам, представляется автору стихотворения величайшей ценностью., без неё нет вдохновения, а значит, нет и творчества. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» - пишет о себе поэт.
Вглядываясь в художественную ткань стихотворения «…Вновь я посетил…», читатель легко обнаруживает целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающих представления о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на их фоне звучит главная философская проблема этого стихотворения – проблема смены поколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Она обновляется, повторяясь в каждом своём обновлении. Поэтому шум новых сосен «племени младого», который когда-нибудь услышат потомки, будет таким же, как сейчас, и он затронет в их душах те струны, которые заставят их вспоминать об умершем предке, тоже жившим в этом повторяющемся мире. Это-то и позволяет автору стихотворения «…Вновь я посетил…» воскликнуть: «Здравствуй, племя Младое, незнакомое!»
Долгим и тернистым был путь великого поэта сквозь «жестокий век». Он вёл в бессмертие. Мотив поэтического бессмертия - ведущий в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», ставшем своеобразным завещанием А.С.Пушкина.
Таким образом, философские мотивы были присущи лирике Пушкина на протяжении всего его творчества. Они возникли в связи с обращением поэта к проблемам смерти и бессмертия, веры и безверия, смены поколений, творчества, смысла бытия. Всю философскую лирику А.С.Пушкина можно подвергнуть периодизации, которая будет соответствовать жизненным этапам великого поэта, на каждом из которых она задумывался над какими-то вполне определёнными проблемами. Однако, на любом этапе творчества А.С.Пушкин говорил в своих стихах только об общезначимом для человечества. Наверное, поэтому «не зарастёт народная тропа» к этому русскому поэту.



4.Образ русского солдата в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».


Одним из основных произведений Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Образ советского солдата Василия Теркина задумывался как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте, поднимать их боевой дух. Однако дальнейшая работа с материалом привела Твардовского к мысли о создании серьезного произведения. На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью. Поэма «Василий Теркин» повествует о Великой Отечественной войне. В ней Твардовский показывает, как жилось русскому солдату в годы тяжелых испытаний. Его герой - Василий Теркин - рядовой пехотинец из простых смоленских крестьян: * Просто парень сам собой * Он обыкновенный… Главный герой воплощает лучшие черты русского характера русского, проявляя их на войне. Перед нами возникает образ солдата - труженика. Теркин с некоторым юмором повествует молодым бойцам о фронтовой жизни. Этот человек воюет с самых первых дней, был ранен и три раза оказывался в окружении. Но Теркин не теряет бодрости духа, несмотря на все испытания, которые ему приходится преодолевать: * Будем живы - не помрем, * Срок придет, назад вернемся, * Что отдали - все вернем. Два раза приходится Теркину переплывать через холодную реку, чтобы восстановить утерянную связь со «своими». Ему даже удается занять немецкий блиндаж, хотя он и оказывается под обстрелом со стороны собственной артиллерии. Однажды Теркину даже удается из винтовки сбить немецкий штурмовик. Твардовский показывает, что простой солдат на войне - это труженик, который изо дня в день делает свою работу - защищает Родину. И делает он ее на совесть, не забывая о своей душе, оставаясь человеком. У Твардовского особое отношение к простому солдату. Для него не начальники вершат историю, а обычные люди. Так было и раньше, так есть и сейчас: * …тем путем идут суровым, * Что и двести лет назад * Русский труженик - солдат. Твардовский говорит, не только о простом народе, но и генералах и начальниках, которым достается вся слава. Автору трудно принять эту несправедливость, но такова суровая действительность: * …Разделен издревле труд: * Города сдают солдаты, * Генералы их берут. Нет сомнений в том, что Твардовский на стороне тех, кого именует в своей поэме «труженик - солдат». Это человек, который чувствует свою значимость, и поэтому тверд в своем стремлении к победе. Теркин смел, находчив, несмотря на разговорчивость, в меру скромен, верен дружбе, всегда готов помочь своим товарищам. В нем воплощены характерные черты русского национального характера. В портрете своего героя Твардовский всякий раз подчеркивает его обыденность, массовость: «В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе тоже». Да и по физическим возможностям Теркин ничем не отличается от других, он такой же, как все: «Не высок, не то, что б мал…»
На протяжении всех глав, в которых действует герой, от одного эпизода к другому, все полнокровнее раскрывается его характер. На первый взгляд, Теркин может показаться балагуром-весельчаком, и только. Да, он бывает и таким. Причем, делает это сознательно, для поднятия настроения товарищей. В других главах выступают и другие черты героя: героизм, находчивость, умение действовать согласно сложившейся ситуации. Книга построена таким образом, что каждый эпизод вносит нечто новое в образ Теркина, а в совокупности они создают собирательный образ русского солдата. В «Книге про бойца» много лирических отступлений, рассыпанных по разным главам, а четыре из них так и называются - «От автора». Присутствие автора на страницах книги позволяет выделить его как особый образ. Но автор не идентичен главному герою. Строго говоря, персонаж «от автора» - это созданный по законам искусства обобщенный образ автора-повествователя, участвовавшего в Великой Отечественной войне и знавшего тысячи таких, как Василий Теркин. Возможно, одного из них автор знал лучше остальных. Недаром Твардовский сделал Василия своим земляком, уроженцем Смоленщины. Да и переживает автор за героя, как за своего близкого, будто бы находясь рядом с ним, он помогает ему советом в тяжелые моменты. Он не прочь даже выступить в роли свата, обращаясь к девушкам с просьбой обратить внимание на бравого пехотинца. В главе «О себе» автор подчеркивает свою близость к Теркину: * И скажу тебе, не скрою, - * В этой книге, там ли, сям, * То, что молвить бы герою, * Говорю я лично сам. * Я за все кругом в ответе, * И заметь, коль не заметил, * Что и Теркин, мой герой, * За меня гласит порой. Поэма Твардовского - произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народны. Даже фамилия главного героя корнями своими уходит к старинному словосочетанию «тертый калач», то есть бывалый. Василий имел предшественников в полуфольклорной литературе (газетный и стенгазетный фельетон, частушка, шуточная песня). Только у Твардовского он немного только изменил свой внешний облик, да и действия у него стали серьезнее. Теркин - воплощение русского национального характера. Это человек мужественный и смелый, способный выжить («Переправа»), добросердечный, находчивый. По мысли Твардовского, эти качества помогли выжить не только Теркину, но всем русским солдатам. Композиционные связи с фольклором углубляются идейно-стилевыми перекличками. Пафос поэмы, близкий народным былинам, словам и т.д., передан в афоризмах типа: * Бой идет святой и правый, * Смертный бой не ради славы, * Ради жизни на земле. * Другой сквозной мотив: * Грянул год, пришел черед, * Нынче мы в ответе * За Россию, за народ и за все на свете Постоянен в поэме и мотив: «Сторона моя родная», «Мать-земля моя родная, сторона моя лесная». Наконец, образ «Матери-России» одухотворяет все события поэмы, придавая ей интимно-личностное и одновременно обобщенное, всем дорогое звучание. «Василий Теркин», без сомнения, поэма, обладающая редкой глубиной и самобытностью. Молодой Твардовский заявил о себе как о крупнейшем художнике слова, вдохновенном первооткрывателе великой темы.


5. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (H.Г .Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)


Очищение через страдание.
Испытание не только для страдающего.
Справедливое возмездие.

Русскими людьми страдание всегда воспринималось как испытание, как своеобразный способ избавления от грехов, очищение. К страдающим, особенно обиженным природой, с телесными изъянами, окружающие относились с некоторой долей жалости, сочувствия и одновременно снисхождения. Отсюда и почти любовное отношение к юродивым, карликам, «божьим» старушкам. Считается, что помогая страдающему, ты сам в какой-то мере искупаешь часть своих грехов. Именно поэтому в девятнадцатом веке во многих домах богатых людей содержались так называемые приживалки и приживалы. Даже у скупой госпожи Головлевой находился кусок хлеба, чтобы накормить вот такую несчастную душу. Человеческие чувства и душевные порывы интересовали писателей и поэтов во все времена. Всякий по-своему затрагивал проблему справедливости, по-своему понимал значение переживаний, духовный метаний и мук в становлении человека. Многие приходили к выводу, что без этого невозможно вообще формирование личности.

Достоевский одним из первых в русской литературе обратил внимание не на телесные, а на духовные страдания простого человека. Так, в романе «Преступление и наказание» ярко выписан образ Сонечки Мармеладовой. Девушка, вынужденная торговать своим телом, жить в грязи, тем не менее умеет сохранять в себе самое чистое - свою светлую душу. Она и воспринимает свою жизнь как испытание, которое нужно выдержать со смирением, с божьим словом на устах. В произведениях Достоевского страдание - это великое испытание практически для всех его героев. У писателя нет не страдающих людей. Здесь это испытание является своего рода мерилом человеческой святости и подлости. Каждый герой по-своему раскрывается перед читателем в страдании. Если Раскольникова страдание толкает на убийство старухи-процентщицы, а Мармеладова - к пьянству, то притеснитель Дуни Свидригайлон, наоборот, начинает совершать добрые поступки. Он, на» пример, пристраивает детей Катерины Ивановны после смерти их матери и оставь ляет им свои деньги. В любом случае, в какие бы формы не выливалось страдание, я думаю, такие люди вправе рассчитывать на сочувствие. Многие, попадая в тяжелую ситуацию, уже не могут сами защитить себя от превратностей действительности. Именно поэтому страдающие люди как никто другой нуждаются в поддержке и понимании окружающих. Это прекрасно понимает Катерина Ивановна, когда бросается защищать Соню, обвиненную Лужиным в воровстве. Ее личная драма обостряет в* ней чувство справедливости. Она не верит в виновность девушки даже в тот момент, когда деньги обнаруживаются в кармане у Сони.

Страдание искупает любую вину и одновременно способно задеть за живое даже самого жесткого человека. Именно бедственное положение Маши, главной героини романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», тронуло озлобленное и Закаленное сердце Пугачева. Он смог простить обман и отпустил ее и Гринева с миром. Иногда страдание другого человека способно вызвать сочувствие даже к неприятелю. Так, например, чувство справедливости побудило генерала Миронова остановить пытку башкирца - посланника Пугачева. Состояние гонца не могло не вызвать сочувствия у окружающих: жалкая сгорбленная фигура, отсутствие ушных раковин, носа и языка. На Гринева эта встреча произвела огромное впечатление. Он приходит к выводу, что какое бы преступление не совершил этот человек, он не должен быть наказан таким варварским образом. Страдание - это испытание не только для терпящего бедствие, но и для окружающих его людей. Кто-то заступится, как того подсказывает его сердце. Иной молча пройдет мимо. Третий же, наоборот, постарается воспользоваться ситуацией и извлечь для себя какую-нибудь выгоду. Так, к примеру, Лужин прекрасно понимает, что Дуня не любит его и идет замуж только от безвыходного положения. Но это совершенно не останавливает его. Швабрин, воспользовавшийся смутным временем и беззащитностью девушки, запирает Миронову Машу в светлице, принуждая ее выйти замуж. А Порфирий Головлев, главный герой романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», не чувствует своей вины, когда прибирает к рукам деньги братьев и матери. Каждый из героев под воздействием чужой беды проявляет себя и далеко не с лучшей стороны. Лужиным движет себялюбие и стремление к власти над слабейшим. Швабрин ищет отмщение уязвленному самолюбию. Головлевым овладевает чувство жадности и стяжательства.

Однако в любом случае несправедливость по отношению к слабому карается по заслугам. Ни один из обидчиков не находит ни счастья, ни успокоения. Скорее, наоборот, тяжесть от содеянного так или иначе довлеет над каждым. Лужин отвергнут. Швабрин пойман и предан правосудию, а его клевета, возведенная на Гринева не имела успеха. Порфирий остается в одиночестве. Испытывая чувство вины, он ночью старается добраться до могилы матери и замерзает на дороге. Таким образом, подтверждается народное поверье, что, обидев слабого и страдающего, человек навлекает на себя всевозможные беды.